«Если вы хотите быть альтернативой власти, вы должны быть лучше ее», - Мартирос Григорян

Мартирос Григорян родился в Тбилиси - уникальном историческом городе с многовековой традицией и мудрыми людьми. Именно в Грузии происходило становление нашего героя.

Мама Мартироса Зоя Яковлевна, украинка по национальности, жила в поселке Былбасовка, а когда вышла замуж, переехала жить в Грузию. Муж Зои Яковлевны, по национальности армянин, управлял производственными предприятиями по пошиву одежды и обуви и все время пребывал в командировках.

Как делится сам Мартирос, мать воспитывала его в строгости, а за небрежное поведение он зачастую получал порку.

Со школьного возраста нашего героя беспокоили процессы, которые происходили внутри страны Грузии, переживал все ее трудности и радовался ее победам. Учился Мартирос в обычной школе. Уже здесь проявились его отличительные от советской власти взгляды. Рассказывает забавный случай из школьной жизни, как читал в классах политинформацию и между строк оповещал о настоящей картине мира, о которой узнавал со старого приемника “Спидола” по ночам. Тогда это были «вражеские голоса», как их называли, «Бибиси», «Немецкая волна», «Голос Америки», которые рассказывали, что в Европе более комфортно жить, чем в СССР.  В то время они были единственными источниками правдивой информации.

В школьные годы Мартирос начал читать и запрещенную литературу, среди вдохновителей - Александр Солженицин, Андрей Твердохлебов, Владимир Буковский, а также физик Андрей Сахаров.

И сегодня литература занимает особое  место в жизни Мартироса. Один из любимых авторов - Федор Достоевский, из украинских писателей - это Иван Франко, из грузинских - Нодар Думбадзе.

После школы Мартирос закончил Сухумский филиал Тбилисского государственного университета по специальности юрист и преподавал в школе историю.

Большую роль в жизни Мартироса, по его словам, сыграл муж ее родной тети - Нодар Месхи. Он был грузинским интеллигентом-аристократом, работал ревизором и не сделал карьеры, потому что не стал коммунистом.  Дядя никогда не любил советскую власть.

«В моей памяти он всегда останется правдивым, справедливым, мудрым грузином с большой буквы»

В памяти Мартироса остались прогулки по историческим местам Тбилиси, которые проводил дядя Нодар, интеллектуальные игры и многочисленные книги, которые они вместе обсуждали. Даже сейчас, спустя долгие годы после смерти дяди, наш герой с большим уважением и благодарностью вспоминает его.

В Грузии Мартирос заинтересовался диссидентским движением, вспоминает таких деятелей, как Католикос-Патриарх Амвросий, Звиад Гамсахурдия, Мераб Костава, Тенгиз Гудава.

Кроме участия в жизни родной Грузии, Мартирос Григорян присматривался и к Украине, стране, где родилась его мать.

В то время до Тбилиси уже доносились слухи  и об украинских «шестидесятниках», таких как Василий Симоненко, Иван Драч, Василий Стус, Лина Костенко, а позже о создании Украинской Хельсинской группы, среди которых были Николай Руденко, Левко Лукьяненко, Вячеслав Черновол и другие.

«Не могу не вспомнить украинских националистов, которые пережили десятилетние сроки еще в сталинских лагерях: Святослав Караванский, Данил Шумук, снимаю шляпу перед украинками, которых не сломали: Ирина Сеник, Оксана Попович, Оксана Мешко».

Все эти люди открыли путь к свободе, свободе выбора и убеждений.

В 1989 году Мартирос Григорян стал участником демонстрации в Тбилиси. Эти события вошли в историю, как «Трагедия 9 апреля». Тогда на улицы города под руководством лидеров грузинского национального движения во главе с Звиадом Гамсахурдия, Мерабом Костава и Ираклием Церетели вышли митингующие. На площади появились лозунги: «Долой коммунистический режим!», «Долой русский империализм!», «СССР — тюрьма народов!», «Долой Советскую власть!». Среди демонстрантов с плакатами был и наш герой Мартирос Григорян.

Митинг закончился разгоном демонстрантов, тогда погибли 16 участников событий, еще трое скончались в больнице. После правительство Грузинского ССР подало в отставку, а 9 апреля в память о трагических событиях в Тбилиси отмечается «День национального единства».

Именно с этих трагических событий и начался процесс консолидации грузинского общества вокруг идеи Национальной независимости, восстановления грузинской государственности. С этого момента Мартирос погрузился в общественно-политическую деятельность.

Спустя время Мартирос Григорян выезжает на родину матери - в Украину, а в 2001 году становится Гражданином Украины.

«Мой путь, как украинца, настал 17 сентября 2000 года после убийства моего тбилисского земляка - украинского журналиста Георгия Гонгадзе»

После страшной новости о смерти украинского журналиста Георгия Гонгадзе, Мартирос Григорян понял, что проживая в Украине, он не может оставаться в стороне от жизненно важных государственных процессов.

Уже в 2000 - 2001 годах Мартирос принимает участие в серии акций под названием  «Украина без Кучмы», которая проходила в Киеве. Тогда выяснилось, что тогдашний Президент причастен к ряду преступлений, в том числе, к убийству Гонгадзе.

Со временем наш герой знакомится с патриотами в Славянске и Донецкой области, работает юристконсультом и занимается общественной деятельностью. И с каждым годом все больше и больше привлекался к этому движению - процессу построения украинской независимости и демократического общества.

В 2004 году Мартирос Григорян снова едет в Киев и становится участником «Оранжевой революции».

Однако, именно события, которые происходили в Украине в 2013-2014 годах, по настоящему сделали нашего героя украинцем, как он сам признается.

«Когда в Киеве побили студентов, я подумал: надо ехать. 1 декабря  я уже был на большом вече. Я много прошел в жизни, но столько людей я еще не видел…идут, идут и нету конца. Эти события и делали меня украинцем»

8 декабря Мартирос Григорян со своими единомышленниками устраивает митинг в Славянске. Тогда, несмотря на угрозы тогдашнего городского головы Нели Штепы, у городского совета собралась группа из 20 человек.

«Мы показали, что и в Славянске есть силы, поддерживающие Киевский Майдан».

Тогда на митинг пришли правоохранители и сотрудники СБУ, которые делали фотографии и собирали данные митингующих.

Мартирос Григорян принимал активное участие в событиях на Майдане, заступал на охрану сцены вечером и дежурил всю ночь. С восхищением вспоминает, что плечом к плечу каждую ночь с участниками Майдана была Руслана Лыжичко. Она поддерживала дух митингующих своими песнями и молитвами и тем самым дарила вдохновение всем участникам Революции.

В Славянске многие не разделяли взглядов Матироса Григоряна и в один из январских дней в его родной дом в Былбасовке приехали полицейские. По их словам, в полицию поступила информация о том, что с этого двора стреляли с автомата Калашникова. По негласной информации, Мартироса подозревали в организации вывоза людей на Майдан и поэтому за ним велась активная слежка.

Несмотря на бдительное внимание со стороны правоохранительных органов, Мартирос Григорян устраивал и одиночные пикеты на улице Льва Толстого в Славянске.

«Я становился на перекрестке, выставлял флаг…мне там что только не кричали. Приезжала даже милиция…»

Пока представители Компартии во главе с Хмелевым через проводника поезда «Москва-Кисловодск» передавали письмо Путину и устраивали на Привокзальной площади митинг, Мартирос стоял на перекрестке улиц Льва Толстого и Центральной со свечами и проводил панихиду по погибшим участникам Майдана.

Тогда волна «русской весны» прошла по Славянску…

Самые опасные митинги были в Донецке, - рассказывает Мартирос. Там участников протестов обкидывали яйцами и мукой, били по голове. Тогда там уже явно слышалась русская речь. Пребывать на таких митингах на проукраинской стороне становилось очень опасно. Вспоминает героическое поведение одной из участниц - журналистки Марии Бритченко. По словам Матироса, она последняя выходила с митингов, выводила людей, ездила по больницам и выхаживала пострадавших.

Когда Славянск уже был захвачен, Мартирос Григорян собрался со своими единомышленниками, чтобы обсудить дальнейшие действия. Некоторые приняли решение уходить из города, наш герой остается с надеждой, что это не продлится долго и спецслужбы сработают оперативно.

В день, когда в Славянске был расстрелян первый блокпост, боевики с автоматами наведались и к Мартиросу. К счастью, ему удалось избежать встречи с ними. Тогда наш герой принимает решение уехать в Краматорск. Там он жил у своих знакомых до самого освобождения Славянска. 

Единственный раз, когда Мартирос не смог остаться в стороне - когда его позвали на проукраинский митинг в Донецк, который состоялся 28 апреля. Тогда уже была захвачена большая часть администраций области. Несмотря на то, что он пребывал в бегах, все же выехал из Краматорска в Донецк. Это был последний проукраинский митинг в этом городе…

После освобождения Славянска Мартирос начал работать экспертом Офиса реформ в Донецкой области. Тогда принимал активное участие в создании Черкасской объединенной территориальной громады, проводил большую разъяснительную работу преимуществ децентрализации. Тогда Мартирос также отстаивал присоединение родной Былбасовки к Славянску, однако из-за мифов о вреде реформ решение об объединении так и не было принято.

Несмотря на этот результат, Мартирос Григорян продолжает надеяться на развитие родной Былбасовки. Отмечает, что жители этого поселка очень трудолюбивые и заслуживают на лучшую жизнь. Сегодня они не видят дивиденды за результат своего труда в виде облагораживания территории поселка и решения бытовых проблем.  Единственный путь развития Былбасовки сегодня - присоединение к Славянску. Это одно из направлений, в котором работает Мартирос.

«Мой путь в Украине - не только бегать по митингам и кричать Слава Украине, а еще и вдохновлять людей и помогать им»

«На сегодняшний день я духовно богат - собрал огромную домашнюю библиотеку» - признается Мартирос Григорян.

Сейчас наш герой занимается подготовкой проекта под названием «Там, где заканчивается этикет, начинается дегенерация общества» и проводит просветительскую работу. По его словам, не важно кто ты, депутат, политик или обычный гражданин своего города, ты должен быть образованным и культурным. Можно бесконечно критиковать остальных, но при этом вести себя некультурно. Если и нужно начинать менять общество, то только с самого себя.

«Если вы хотите быть альтернативой власти, вы должны быть лучше ее» - подытоживает Мартирос.