Ночное прозрение Гройсмана: Потянет ли бюджет "минималку" в 3200?

Как 6262 сообщал ранее, Кабмин решил резко повысить минимальную заработную плату. С 1 января 2017 года она составит 3 200 грн. Это в два раза больше, чем планировалось изначально.

По словам премьер-министра Владимира Гройсмана, ранее в проект госбюджета предполагалось внести минимальную зарплату в размере 1,6 тыс грн, но правительству удалось найти возможности увеличить ее вдвое.

Теперь перед Минфином стоит непростая задача: пересчитать проект бюджета на 2017 год с учетом этого повышения "минималки", а также убедить МВФ, что все идет по плану.

Почему 3 200

Решение обсуждали до ночи. В среду на заседании правительства премьер презентовал его как историческое.

"В Украине такого никогда не было. Люди жили за чертой бедности и получали меньше, нежели минимально необходимо для жизни", — заявил Гройсман.

Cоциальные стандраты в Украине давно не покрывают реальные потребности населения. Более того, в 2015 году их рост был ниже уровня инфляции.

Различные варианты повышения соцстандартов обсуждались давно. Глава ГФС Роман Насиров, например, считал возможным повысить минимальную зарплату до 5 тыс грн с последующим фискальным эффектом.

Почему остановились именно на этом варианте, и почему не подошли другие, в правительстве не объяснили.

Второй любопытный тезис премьера — решение "абсолютно соответствует возможностям государства". Хотя это совсем не очевидно. Ни премьер, ни министр финансов так и не озвучили, за счет чего будут покрываться эти расходы.

Собеседники журналистов в Кабмине иронично отмечают: возникла срочная необходимость сделать что-то для повышения политических рейтингов. В последнее время в cоциальной политике имидж правительства серьезно подпортили планы повысить зарплаты народным депутатам.

Потянет ли бюджет

Любое повышение социальных стандартов — это дополнительные расходы государства. Опрошенные "Экономической правдой" члены правительства заняли такую позицию: компенсаторы мы не назовем, но с бюджетом все будет хорошо.

"Госбюджет на 2017 год будет полностью сбалансированным. Увеличивать дефицит мы не будем. Все расчеты найдут свое отражение в проекте, который правительство передаст в парламент ко второму чтению", — заверил вице-премьер Павел Розенко.

"Мы найдем способ как это (сбалансировать бюджет. — ред.) сделать", — пообещал министр финансов Александр Данылюк.

По словам Розенко, в законодательство будут внесены изменения, чтобы "отвязать" зарплаты различным категориям госслужащих от размера минимальной зарплаты. Речь идет о судьях, прокурорах, депутатах, полиции.

Эти зарплаты будут меняться по прописанному в проекте бюджета сценарию: они не будут повышены пропорционально росту минимальной зарплаты. Аналогичная ситуация с пенсиями: они будут повышены на запланированные 10,1%. Повышение соцстандартов коснется 4 млн украинцев.

В правительстве отмечают, что основная ставка в вопросе компенсаторов делается на детенизацию.

По оценкам ГФС, больше 60% зарплаты выплачивается "в конвертах", а повышение "минималки" якобы заставит бизнес "обелиться". В результате должны вырасти доходы казны от единого социального взноса и подоходного налога.
По каждому из этих компенсаторов есть нюансы.

НДФЛ — основной источник наполнения местных бюджетов. То есть при действующем законодательстве "пряник" в виде дополнительных доходов от детенизации достанется именно им.

На этот случай, по информации источников издания, Минфин припас запасной вариант: внести изменения в Бюджетный кодекс и "оттянуть" из регионов появившийся ресурс. Это позволит восполнить расходы казны на "социалку".

На вопрос о возможности корректировки Бюджетного кодекса министр финансов ответил:"Если результатом повышения минимальной зарплаты станет увеличение поступлений в местные бюджеты, то мы как Минфин будем все балансировать в рамках всей системы. Баланс бюджета будет. Ресурс каждого бюджета и населенного пункта должен соотвествовать полномочиям, который они на себя берут".

По информации источников издания, дополнительные поступления от ЕСВ могут составить 7-7,5 млрд грн. Хотя с этим компенсатором тоже не все однозначно.

Единый социальный взнос — основной источник наполнения бюджета. Правда, доходы от соцвзноса только наполовину покрывают потребности фонда, остальное дотирует государство. В 2017 году объем дотаций ПФ из госбюджета может составить 156 млрд грн.

"Есть два возможных варианта, что может быть дополнительным ресурсом от ЕСВ. Первый — направить его на сокращение дефицита ПФ, второй — на отдельные пенсионные программы, а именно — осовременивание пенсий", — отмечает Розенко.

В последние годы сложилась ситуация, когда Кабмин поднимал минимальный размер пенсии, тогда как пенсии от 1 300 грн до 3 000 грн не пересчитывались.

"У нас есть несколько возможных моделей. Какая из них будет выбрана, пока открытый вопрос. В годовом исчислении на это может потребоваться от 8 млрд грн до 15 млрд грн", — говорит Розенко.

Детенизация — ненадежный компенсатор. Просчитать его до конца нельзя. Гарантировать, что бизнес начнет работать "в белую", а не начнет, например, оформлять своих сотрудников на полставки, невозможно.

Компенсатором в расходах станет экономия на субсидиях — их получение привязано в том числе к доходам населения. По информации источников издания, экономия ожидается в пределах 5 млрд грн, но не сразу, а по итогам отoпительного сезона 2016-2017 годов.

"Сейчас никто не будет забирать у населения субсидии или пересматривать критерии для их оформления", — заверил Розенко.

Фактор МВФ

Повышение социальных стандартов не согласовано с МВФ. Неизвестно, будет ли главный кредитор Украины против. Для него главное — баланс бюджета. Все зависит от того, насколько убедительным окажется правительство в переговорах с фондом.

"Есть предпосылки к тому, что мы можем выйти за согласованные с МВФ пределы дефицита. Более того, это решение может ускорить инфляцию как минимум на 2%", — отметил руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий.

Собеседники издания в МЭРТ также допускают, что в 2017 году инфляция окажется выше запланированных 8,1%.

Приступить к обсуждению проекта сметы и выполнения украинской стороной пунктов меморандума для получения в 2016 году четвертого транша — 1,3 млрд долл — планировалось во время работы технической миссии фонда с 26 октября.
Тем не менее, миссия не приехала. В Минфине утверждают, что это техническая заминка, и миссия приедет "буквально на днях".

Есть и другое мнение: ехать представителям МВФ в Украину нет смысла, так как ни один из необходимых для получения транша пунктов Украина пока не выполнила.

Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

. Пожалуйста, используйте форму отзывов для оценок и рецензий, для вопросов и обсуждений - используйте форму комментариев, а не отзывов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; безосновательные заявления, оскорбляющие деятельность компании и/или ее услуги; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Автор
0/12
Актуальность
0/12
Изложение
0/12
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов. Для оценок и рецензии используйте форму отзывов