Славянский курорт до 2014 года был известен комплексом многопрофильных санаториев, которые принимали людей после серьезных операций, с различными заболеваниями и осложнениями, для лечения, профилактики и отдыха.
В одном из санаториев существовало детское отделение, в котором, кроме врачей и медперсонала, работали педагоги-воспитатели. Наша героиня, Лариса, как раз и работала воспитателем в этом отделении. О её работе там, а также о том, насколько должность воспитателя в санатории отличается от должности школьного педагога, мы и расскажем.
Лариса по образованию – учитель младших классов и педагог организатор. Классное руководство получила через несколько месяцев после начала работы в школе, то есть примерно в 23 года. Но так получилось, что грянули 90-е и учителям по несколько месяцев не выплачивали зарплату, которая и так была низкой. Затем пришлось переехать из родного города в Славянск, а здесь уже – искать более высокооплачиваемую работу. Между преподаванием в школе и работой в санатории перерыв был в 10 лет.
Спустя такой долгий промежуток времени появилась возможность вернуться в сферу образования. Вакансия воспитателя была в детском отделении санатория Донбасс. Наша собеседница пояснила, что лечиться и проходить профилактику туда в основном приезжали дети чернобыльцев или каким-либо образом пострадавшие вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Для детей было предусмотрено отдельное здание. Возраст отдыхающих − от 7 до 17 лет, находились они там один-два месяца. Учебного процесса не было, только отдых, лечение и процедуры. Диагнозы никому, кроме врачей, известны не были, но все понимали, что дети больны серьезно.
Процедуры начинались с самого утра. Внимания детям уделяли много, и отношение было осторожным. Прежде чем приступить к работе, её предупредили, что поначалу может быть трудно – дети были своеобразные, многие – раздражены и нервны. Но вернуться в педагогику оказалось не сложно. Интернет тогда не был широко распространен, поэтому выручили оставшиеся книги, пособия, собственные конспекты и наработки. Первое, что она сделала перед первым рабочим днем – написала план.
До реформы образования было еще далеко, но теперь уже бывший педагог чувствовала, что систему нужно менять, а начинать изменения – ссебя. Поэтому вместо стандартных лекций, воспитательно-морализаторских бесед и лишней скучной информации были спортивные игры, всевозможный подвижный отдых (насколько позволяло здоровье детей), театрализованные постановки и сценки со сценарием и костюмами, вечера поэзии и тематической музыки.
Сначала нужно было каждый день придумывать что-то новое, чтоб заинтересовать детей, а потом – потому что они подходили и спрашивали: «А чем мы сегодня будем заниматься?». Все делалось для того, чтоб отвлечь детей от мыслей о своих заболеваниях, школьных и семейных проблемах.
Обстоятельства сложились так, что через год работу в санатории пришлось оставить. После этого в сферу образования наша собеседница не вернулась. Однако подобный опыт дал возможность еще раз понять, что плохих детей не бывает.