Заправляя свой дизельный легковой автомобиль на АЗС, очень часто доводится слышать, как дизельное топливо называют "солярой". А почему, никто и не задумывается. Давайте попробуем в этом разобраться. Являются ли в наше время слова дизтопливо и «соляра» словами синонимами? Допустимо ли использование в современных легковых и грузовых автомобилях здесь меньше бензина и солярки вместо дизельного топлива.

Чтобы дать ответ на эти, а попутно и на другие вопросы, которые могут возникнуть у автомобилистов, в ходе такого разбирательства, обратимся для начала к трем различным толковым словарям. Посмотрим, как же они трактуют такие понятия, как дизтопливо и «соляра»? И что мы видим, а то, что все они трактуют эти понятия по-разному. Основной показатель дизельного топлива - это цетановое число (Л-45).

Цетановое число характеризует способность топлива к воспламенению в камере сгорания. Температура вспышки, определённая по ASTM D93, для дизельного топлива должна быть не выше 70 °C. Цетановое число численно равно объёмной доле цетана (С16Н34, гексадекана), цетановое число которого принимается за 100, в смеси с a-метилнафталином (цетановое число которого, в свою очередь, равно 0). Когда дизельное топливо характеризуется такой же воспламеняемостью, определённой на опытном двигателе(ASTM D 613, EN 5165, ISO 5165, ГОСТ 3122 ), что и модельная смесь этих двух углеводородов, цетановое число данного топлива считается равным % доли цетана в этой смеси. Чем оно больше, тем лучше воспламеняемость смеси при сжатии. Оптимальную работу стандартных современных двигателей обеспечивают дизельные виды топлива с цетановым числом 40-55.

При цетановом числе меньше 40 резко возрастает задержка воспламенения (время между началом впрыска и воспламенением топлива) и скорость нарастания давления в камере сгорания, увеличивается износ двигателя. Стандартное дизельное топливо характеризуется цетановым числом 40-45, а дизельное топливо высшего качества (премиум) имеет цетановое число 45-50.